закономерности геометрической гармонии

гостиная галереи геометрических закономерностей


Страница 1.

геометрия правильно измеренного сада
календари семиугольной геометрической сети
играть в камни японского сада
пасьянс и камни японского сада
количество букв латинского алфавита
камни с буквами русского алфавита
начертить семиугольную сеть линий
пропорции и позиции наблюдателя

геометрические закономерности сада камней

 

На первой странице обоснованы геометрические закономерности японского сада камней в храме Рёандзи в городе Киото.

Традиционный японский сад камней.
Геометрические закономерности гармонии.

Традиционный японский сад камней - это планомерное и гармоничное расположение объектов на местности, которая находится в поле зрения наблюдателя и является пространством, где наблюдатель видит объекты и воспринимает топологию гармоничного расположения. Или можно сказать, что сад камней - это вид пространства, которое связано с расположением наблюдателя и образует поле зрения, где наблюдатель воспринимает гармоничное расположение объектов.
Обычно сады камней расположены возле храмов и являются частью архитектурного плана, то есть образуют пространство, которое является внешним продолжением интерьера. А по существу образуют пространство, где гармоничное расположение камней создаёт впечатление гармонии окружающего мира, и предрасполагает к умиротворённому созерцанию или размышлению (медитации).
Считается, что первый сад камней был создан знаменитым мастером дзен-буддизма Соами (1480-1525) в храме Рёандзи в городе Киото в древней столице Японии. Это наиболее известный японский сад камней, который по существу является каноном, то есть определяет принципы и правила, согласно которым должны быть расположены камни. Хотя не во всех японских садах камней этот канон соблюдается, но всё же изначально принципы и правила сада камней в храме Рёандзи были основополагающими.
Садом в храме Рёандзи является небольшая прямоугольная территория с востока на запад 30 метров и с юга на север 10 метров, где расположены 15 камней собранные в пяти группах по три камня в каждой группе.
Обратите внимание, что числа 3 и 5 являются основополагающими в китайской нумерологии, которая была заимствована в Японии наряду с Буддизмом, и поэтому в саде камней японского храма Рёандзи положены 15 камней, поскольку число 15 получается при умножении числа 3 на число 5.
Информацию о числах 3 и 5 в китайской нумерологии смотрите на страницах другого сайта: www.emotions.64g.ru/prof2/pro1.htm.

К территории сада примыкает храмовый павильон, где находится предписываемое традицией место созерцания. Если смотреть на сад с этого места, то можно обнаружить, что казалось бы беспорядочное расположение камней обладает завораживающим воздействием на человека, то есть созерцание камней создаёт впечатление, которое позволяет сосредоточиться и обрести гармоничное состояние сознания. Это впечатление гармонии кажется необъяснимым, поскольку люди замечают в расположении камней таинственную загадку, которая создаёт впечатление завораживающей гармонии, но не могут объяснить эту загадку с тех пор, когда в 15 веке был построен сад камней в храме Рёандзи.
В некоторых случаях камни сравнивали с облаками, которые плывут в небе, и создают ощущение спокойного и медленного движения, что вовлекает сознание в состояние умиротворённого покоя. Или сравнивали камни с островами в море, которое человек видит словно с высоты птичьего полёта, что также вовлекает сознание в состояние покоя и создаёт впечатление движения, которое подобно плавному движению птицы.
Дзен-буддисты видели в красоте сада камней в храме Рёандзи проявление непостижимой природы бытия и образ непостижимого сознанием эзотерического закона, согласно которому существует мироздание и осуществляется жизнь, что согласуется с принципами дзен-буддизма, который отрицает понимание мира, но допускает неосознанное и спонтанное следование законам мира. Хотя в действительности законы мироздания и гармония природы, и в том числе таинственная гармония сада камней японского храма Рёандзи имеют объяснение в определённых геометрических закономерностях. То есть тайну сада камней можно понять, если увидеть геометрическую сеть линий, которые образуют невидимый геометрический чертёж, что показано на схеме:

геометрическая схема японского сада камней вид со спутника традиционного японского сада камней рядом с храмом Рёандзи в японском городе Киото Справа показан вид со спутника традиционного японского сада камней рядом с храмом Рёандзи в японском городе Киото. Под крышей в павильоне находится статуя Будды и место созерцания.

На левой схеме серый прямоугольник показывает границы территории, на которой расположены пять групп камней, то есть показывает границы сада камней.
Точка A внизу схемы приблизительно соотносится с центром храмового павильона и является местом созерцания, то есть точка A находится в вершине семиугольника, который образует геометрическую сеть линий, и соответственно данная точка является местом, которое позволяет видеть расположение камней правильно согласно линиям семиугольника, или иначе сказать согласно линиям семиугольной геометрической сети. Поскольку расположение камней и границы сада камней организованы в соответствии с данной геометрической сетью:
- дальнюю границу сада камней определяют пересечения линий BE/CG и AE/DG;
- дальняя граница сада камней является серединой семиугольной сети линий, то есть делит семиугольник на две равные части;
- ближнюю границу сада камней определяют пересечения линий AC/BG и AF/CG;
- дальний левый угол сада камней совпадает с пересечением линий AC/BD;
- правая граница сада камней ориентирована по линии EG.
Можно предположить, что правая граница сада камней совпадала с линией EG, но была изменена в результате реконструкции, которая была произведена в 1789 году после пожара.
Группы камней расположены в точках, где пересекаются линий семиугольной геометрической сети, а именно расположения камней определены пересечениями линий: AC/BF, AD/CG, AE/BF, AF/DG, BF/DG.
Три группы камней ориентированы относительно линии BF.
Поле зрения наблюдателя расположено между линиями AC и AF, которые указывают крайние камни, и в результате один камень в крайней левой группе как бы выпадает из поля зрения.
Прямой взгляд наблюдателя направлен по линии AD, которая указывает расположение центральной группы камней.
Если внимательно проанализировать показанную топологическую схему, то можно обнаружить множество геометрических закономерностей, которые определяют гармонию сада. И соответственно можно утверждать, что расположение камней в саду японского храма Рёандзи определено пропорциями семиугольника и пропорциями семиугольной сети пересекающихся линий. Данный факт является причиной необъяснимой гармонии, которую можно видеть в казалось бы случайном расположении камней.
А также данный факт является причиной масштабного восприятия, поскольку сад камней японского храма Рёандзи ограничен небольшой прямоугольной площадкой, но согласно линиям семиугольника геометрический чертёж сада простирается за пределами ограниченного пространства, что увеличивает воспринимаемые размеры. А именно наблюдатель находится в точке созерцания в вершине семиугольной геометрической сети, а камни образуют ориентиры, которые акцентируют линии и гармонические пропорции семиугольника. В результате возникает завораживающий консонанс координированной системы, где расположение объектов согласовано с положением наблюдателя, а геометрические перспективы простираются за пределами ограниченного пространства.
По существу семиугольная сеть линий является основополагающей фигурой, которая определяет гармонические пропорции японского сада камней в храме Рёандзи и является каноном, согласно которому располагаются камни, и поэтому может быть применена для геометрических измерений, согласно которым можно правильно расположить объекты и создать собственный сад камней. Границы сада камней могут быть разными, но должны быть вписаны в структуру семиугольной сети линий, а объекты должны быть расположены в точках пересечения линий и согласованы с существующими точками созерцания.
Можно предположить, что секрет мастера Соами был утерян и фактически не был известен строителям, которые создавали другие сады камней в Японии. Но этот секрет или тайна имеют простое объяснение, то есть имеют очевидную геометрическую разгадку, которая необходима для создания правильного японского сада камней. Либо можно предположить, что другие сады камней в Японии тоже построены согласно невидимым линиям правильных геометрических фигур, но никто не знает про эту тайну.

На следующей странице рассмотрены некоторые геометрические закономерности, которые могут быть использованы для организации правильного японского сада камней. А также приведены схемы, согласно которым можно построить совершенный сад камней, который занимает всё пространство семиугольной сети линий и имеет семь точек созерцания, которые позволяют рассматривать план расположенных объектов с разных сторон.


начало - вверх - следующая